Поиск товара:    Расширенный

Популярные поиски: оренбургские, пуховые, платки, шали, паутинки, уфа, недорого


башкирский интернет магазин! >>
1С Бухгалтерия в Уфе >>
Башкирский магазин >>
rukodelie.by >>
бизнес-портал Новосибирска

Вы здесь: Начало > О нас > А оренбургский-то платок башкирский!

А оренбургский-то платок башкирский!

Пуховый платок / 2010-03-11

... А оренбургский-то платок башкирский!
             В этот вьюжный неласковый вечер,
             Когда снежная мгла вдоль дорог,
             Ты накинь, дорогая, на плечи
             Оренбургский пуховый платок...
             Наверное, нет в России человека, который бы не слышал эту душевную песню. Но она имеет одну большую неточность. Вместо слова "оренбургский" в ней по справедливости должно стоять - "башкирский". Ведь в то время, когда появилась песня, производство оренбургских платков зависело исключительно от мастериц Башкирии. Так что родина оренбургского платка - наша  республика, а точнее - Зианчуринский район.
             Как это было
             Сохранились воспоминания Магузы-апай Исакаевой. Записала их Хатифа Исмагилова, которая сама тоже была великой мастерицей в вязальном народном промысле.
             Еще до Великой Отечественной войны, в 1938-1940 годах, в селе Исянгулово была небольшая артель надомниц. Называлась она "Свобода". В ней давали надомницам пух. Из него вязали различные изделия. Многие женщины этого села (да и окрестных тоже) зарабатывали на жизнь вязанием. Шали принимались по весу. Оценивались по трем сортам. За первосортную связанную  шаль платили обычно около 36 рублей (в ценах 1961 года). Вроде бы,
      неплохие деньги для того времени. Но особенность была в том, что
      привезенный приемосдатчиком женщинам-надомницам пух надо было прясть
      самим. А он был далеко не всегда хорошего качества. Много времени уходило
      на выборку ости. Свои требования имелись и к качеству вязки.
             К вязанию девочек приучали с самых малых лет. Только в 1963 году,  когда объединили артель "Свобода" и районный промкомбинат, надомницам стали привозить из Оренбурга готовую пряжу и связанные серединки.
      Оставалось подвязать вручную с четырех сторон кайму с узором. На первый взгляд, процесс, вроде бы, упростился. Ведь теперь надомницы могли больше  дать платков. Но платили за них уже меньше. А ведь самая трудоемкая и
      самая ответственная операция - ручная вязка каймы с узорами, которые у хорошей мастерицы не должны повторяться. Машинной вязки серединки, к сожалению, зачастую снижали качество готового платка. Машина ведь не может  оценить качество пряжи. А мастерица с первого взгляда знает, где надо поплотнее вязать серединку. К тому же при ручной работе вязка получается ровная, красивая. Но в Оренбургской области приоритет был отдан машинам.
      Это сыграло злую шутку с промыслом. Спрос на оренбургские платки в СССР в  последующие десятилетия стал падать.
             Это был очень удобный момент для того, чтобы вернуть былую славу башкирским платкам, связанным целиком вручную. На Оренбургской фабрике ставку сделали в те годы в основном на платки-паутинки, которые можно было протянуть сквозь обручальное кольцо. Иностранцев - а именно на них было в  основном ориентировано потом производство - этот фокус приводил в восторг.
      В Зианчуринском же районе мастерицы вязали все виды платков, проявляя чудеса изобретательности по части узоров. Чего явно не хватало тогда башкирским платкам, так это рекламы. А производство в соседней области, во
      многом державшееся за счет труда надомниц из Башкирии, на свою рекламу  денег не жалело. Сказалось и то, что во второй половине минувшего века в СССР дважды власть очень жестко ущемляла интересы сельчанина - известным указом о борьбе с нетрудовыми доходами и постановлением о сокращении поголовья скота в личном хозяйстве. В итоге сельчанину была "рекомендована" работа только в колхозе или совхозе.
             Как возродили традицию
             Лишь в начале девяностых годов в Башкирии спохватились и стали предпринимать попытки возродить былую славу местных шалей. Сложностей тут оказалось немало. Традиции промысла были подзабыты. В то время как в
      других регионах России (Волгоградская, Саратовская области, Краснодарский край) предприимчивые люди создавали фирмы по вязке платков с последующей их продажей за валюту в дальнее зарубежье, у нас почему-то не торопились изучать и внедрять у себя этот опыт. Возможно, не было уверенности в том, что удастся успешно конкурировать с воспетым пуховым производством Оренбургской области. Потенциал же для конкуренции имелся и имеется солидный.
             В апреле 1992 года в Уфе прошла первая республиканская выставка  художественных (ручной вязки) пуховых изделий "Шали Башкирии".  Республиканский центр народного творчества тогда поставил перед собой цель
      восстановить славу башкирской шали. Из Зианчуринского, Кугарчинского,  Мелеузовского и Стерлибашевского районов на выставку доставили свыше ста шалей и паутинок.
             В ноябре 1998 года в Кургане проводился второй межрегиональный фестиваль народного творчества "Богат талантами Урал". Шесть регионов - Башкортостан, Оренбургская, Курганская, Пермская, Челябинская,     Свердловская области  -  выставили изделия своих мастеров. Нашу республику в части пуховых шалей представляла Хатифа Гарифовна Исмагилова, получившая  Диплом фестиваля за сохранение народных традиций в башкирском пуховязальном промысле.
             В феврале 2004 года глава администрации Зианчуринского района  Альфарис Байчурин подписал распоряжение, которым предложил Совету женщин района провести в марте районный конкурс-выставку "Шэл бэйлэнэм" ("Шаль вязала").
             - Цель ее - формирование творческого потенциала у подрастающего поколения, возрождение славы зианчуринских пуховых платков. Жюри и зрителям были представлены 86 вязаных изделий 68 участниц. Самая пожилая участница - Губайдуллина Шамсикамал-иней из деревни Каргала. Ей 83 года. Самая юная участница - школьница Дина Альмухаметова из села Исянгулово. Очень тщательно мы отбирали, кого включить в состав жюри. Сама выставка проходила в два этапа - конкурс вязаных изделий и творческий конкурс (письменных работ). Первое место за шали жюри присудило Луизе Ишкининой из Исянгулово. Из двадцати письменных работ, присланных на конкурс "Фантазия, творчество - о пуховом платке", жюри особенно понравились работы М. Мазиной и Ш. Идрисовой. Некоторые мастерицы отличились тем, что узор на платке оформили в виде надписи-пожелания на башкирском языке. Мне особенно запомнилась одна   - "Тепло души тебе в подарок". Кстати, все изделия на выставке были только ручной вязки, - сказала председателеь женсовета, директор центральной библиотеки Г. Концевакова - ответственная за проведение  конкурса-выставки.
        - Дело, разумеется, не только в конкурсах, призах. Суть в том, что в районе при соответствующем подходе могут поставить редкий для России промысел на хорошую основу, придав ему российскую известность.
      Зианчуринская шаль не хуже, а по узорам даже лучше знаменитой оренбургской. Кстати, многие узоры для последней как раз придумали зианчуринские мастерицы!
                                                                                                                                                               (c интернет-газеты «БАШвестЪ»)   

 

Предыдущая статья::Как э т о делается ...